Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 "Образовательный центр" г.Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области

СИСТЕМА РАБОТЫ

Голиковой Ирины Ивановны

 

"Театральная педагогика – дает пример

 воспитания не только актера,

 но и человека– творца вообще,

она помогает "выпрямить” человека:

увлечь, повлиять на него, преобразить”

В.А. Ильев

 

Маленькие дети очень близки к искусству театра. Как радуются молодые мамы, когда их малыш показывает ежика, зайчика, козочку. Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх виденное в кино, в театре или прочитанное в книгах — это свойство детства. Но в процессе взросления способность к творчеству затухает.

Где-то в первые годы школьной жизни в ребенке умирает актер-импровизатор, мим и танцор: кончается ролевая игра.  И многие способности ребенка, которые расцвели в творческих играх, не находят дальнейшего развития в новых формах деятельности растущего человека, просто отбрасываются и даже искоре­няются как несоответствующие нуждам и критериям школьного обучения.

Проанализировав все, чем мы, педагоги, занимаемся в школе, я пришла к выводу, что чаще всего при обучении детей учителя опираются на память ребенка, заставляя его мыслить механически и гася его природную любознательность. Если и допускается в учебном процессе игра, то очень часто проводится она неверно, т.к. учитель свободно может нарушить её творческий ход, предупреждая во время игры об ошибках или указывая на них. Это происходит потому, что мы на первое место ставим дидактические задачи, передвинув на задний план воспитание чувств.

Начиная свою работу в образовательном учреждении в 5-х классах  я заметила, что у учащихся неплохо сформированы грамматические и лексические навыки, а основной трудностью является страх перед устной речью. Почему? Потому что речь предполагает публичное выступление, самовыражение себя перед одноклассниками и учителем.

Однако основная цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативной компетенции, куда входят  не только лексические и грамматические,  но и  коммуникативные навыки. Ведь иностранный язык – это, прежде всего, средство общения, поэтому учитель должен помочь ученику справиться со своими языковыми и психологическими барьерами, указать путь к свободной независимой позиции своего внутреннего Я.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот однажды ко мне в руки попала книга В.А. Ильева “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока”

Я начала  вводить в свои уроки элементы театральной педагогики, направленные  на развитие речевой инициативы у учащихся. Приведу несколько примеров использования такой педагогики на моих уроках.

На подготовительном этапе обучения в начальной школе были внедрены речевые минутки, которые включали в себя скороговорки, речевки, небольшие стихи. Их основной задачей стало преодоление речевого барьера. К четвертому классу мы внедряем несложные ролевые игры, а в основной школе постепенно переходим к ситуативным ролевым играм.

Прием «Фонетический этюд» можно начинать использовать с начальной школы и до среднего звена.

Проблема: мотивация многократного повторения новых слов и развитие речевой деятельности обучающихся.

Задача: отработка произношения новой лексики.

Решение: ввожу детей в речевую деятельность через разыгрывание этюдов, содержащих выражение определенных эмоций в мини-диалогах.

Пример: произнесите слова так, будто вы сообщаете друг другу радостную новость, вы спорите и беседа перерастает в конфликт, вы делитесь с кем-то секретом.

Результат: запоминание слов посредством переживания различных чувств происходит легко и интересно.

Прием «Предлагаемые обстоятельства».

Этот прием я использую для работы в седьмых классах и старше.

Проблема: умение осуществлять коммуникацию. Однако разыгрывание ситуативных диалогов на практике не должно сводиться к заученному выражению клишированных фраз. Ученики испытывают затруднения в живом, неподготовленном общении, «отвечают» диалог, глядя на учителя, а не друг на друга.

Решение: создаю атмосферу реальной ситуации общения, добавляю звуковые эффекты или музыку, строю мизансцену диалога приближенную к реалиям жизни. Например, разыгрывая диалог в кафе, добавляю звуковое оформление (шум в зале), организую пространство, более сильным учащимся предлагаю придумать чувство с каким они пришли в кафе, например кто-то нервничает в ожидании заказа или куда-то торопится.

Результат: ученики сами моделируют ситуацию, взаимодействуют, находясь в предлагаемых обстоятельствах, перестают воспринимать диалог как проверку знаний, начинают говорить более свободно, преодолевая страх ошибки.

В моем классе очень много детей с большим творческим потенциалом, поэтому мое предложение организовать музыкальный театр на английском языке было встречено с восторгом. Театр в данном случае является своеобразной лабораторией, в которой создаются речевые ситуации и дети могут их «проиграть».

Посредством театра у учащихся повышается мотивация к изучению иностранного языка, к чтению художественной литературы для постановки различных спектаклей.

Театр на английском языке помогает детям дополнительно окунуться в ситуацию реального, живого общения, что способствует  формированию  у них речевой компетентности, что всегда было актуально.

Свою работу в театре мы начинали с несложных постановок, которые позволяли расширить изучение урочного материала. Такие спектакли не требуют специального перевода, они понятны и доступны любому зрителю, поэтому эти спектакли мы показывали ребятам из младших классов, с целью привлечь их внимание к изучению языка. Также здесь можно говорить о диалоге культур. Такие постановки являются дополнительным ресурсом изучения культуры своего народа и способом передачи информации о национальных традициях народа, средством воспитания качеств гражданина, патриота, развития у учащихся национального самосознания.

 Я старалась подобрать спектакли таким образом, чтобы даже слабые ученики смогли проявить себя. Они начинали с маленьких ролей, где произносили пару несложных реплик, затем по мере овладения материалом стали разучивать большее количество реплик.

Говоря о мотивации школьников, нельзя не обратить внимание на родителей учащихся. Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок владел иностранным языком, таковы реалии современного мира. Также школьников ожидает обязательный экзамен по английскому языку, где устная часть является очень важной составляющей.

Говоря о результатах стоит отметить, что мои учащиеся сдававшие ОГЭ успешно справились с этим экзаменом и набрали хорошее количество баллов в устной части. Опыт моей работы еще невелик, и экзамен по английскому в прошлом году выбрали три человека, но все они показали хороший результат.

Ежегодно в нашей школе проходит внутренний экзамен по английскому языку для учащихся 7-8 классов, где проверяется монологическая и диалогическая речь и мои учащиеся успешно справляются с этим экзаменом.

У учащихся снизился уровень тревожности связанный с устным ответом у доски (тестирование психолога). Они с легкостью переносят усвоенные речевые модели из внеурочной деятельности на урок и наоборот

И, конечно, стоит отметить, что учащиеся преодолевают страх публичного выступления, способны говорить на иностранном языке перед публикой, не боясь допустить ошибку. Задумываясь о более значимой перспективе театра на английском, дети стараются приобрести  новые знания.  Так естественно повышается  мотивация обучающихся на дальнейшее  качественное изучение иностранного языка.

Сформированность коммуникативной компетенции вооружает человека языковым инструментарием, который поможет ему быть успешным и реализовать себя в любой деятельности в течении всей жизни.